Каждый родитель хочет защитить ребенка, сделать окружающий его мир максимально безопасным для него. Но, в то же время, каждому отцу и матери важно, чтобы его малыш вырос самостоятельным и способным постоять за себя. Этого невозможно достичь, если постоянно опекать дитя, решая за него все проблемы. Ему необходимо самому научиться делать это.
Со скольки лет ребёнок может гулять один
Первый шаг на пути ко взрослению ребёнок делает, когда остаётся без родительского окружения. Чаще всего, это происходит, когда родители оставляют ребёнка одного дома или отпускают его погулять. В это время он должен проявить все навыки, которые ему дали родители. Но их тревожит вопрос, с какого возраста и как отпускать ребёнка одного гулять, чтобы он не навредил себе и окружающим. На него необходимо посмотреть с трёх точек зрения: юридической, общественной, психологической.
- Юристы не устанавливают рамки на возраст, когда ребёнок может находиться вне дома без взрослых, но регламентируют время, до скольки часов ребёнок может гулять один. С 9 часов вечера несовершеннолетние не должны находиться на улице одни, без присмотра за ними совершеннолетними. До этого времени нахождение ребёнка одного, без присмотра родителей, не считается правонарушением.
- Общественная точка зрения не может дать однозначный ответ на то, может ли ребёнок гулять один. Всё зависит от времени суток и мест, которые он посещает. Например, в дневное время всё относительно безопасно, а ночью мало кто решится оставить на лице ребенка одного. Обязательно найдутся неравнодушные люди, которые сообщат в полицию о том, что ребёнок находится без присмотра.
Что касается мест, появление малыша в потенциально опасных местах приводит к немедленному обращению очевидцев в отдел опеки. Не каждый прохожий может спокойно наблюдать, как дитя играет возле дороги, на строительной площадке, около электрощитков. Специалисты проведут с родителями беседу о последствиях их беспечности. Если дети находятся в пригодной для их времяпровождения территории (игровых и спортивных площадках, вблизи домов), то это никого не будет настораживать и беспокоить.
По поводу возраста, существует расхожая точка зрения, во сколько лет малыш может быть один на улице. Начиная со школьного возраста, дети могут свободно пользоваться общественными местами: магазинами, детскими площадками, придворовыми территориями, парками, местами отдыха. Это ни у кого не вызовет подозрений, так как школьник считается достаточно самостоятельным и организованным, готовым отвечать за свои поступки. Он владеет элементарными правилами поведения и общения. До этого возраста ему лучше быть со взрослыми.
Мнение психологов
В этом вопросе все точки над «и» могут расставить детские психологи. Они точно скажут, можно ли отпускать ребёнка одного гулять до наступления школьного возраста. Всё зависит от того, приобрёл ли ребёнок навыки, важные для безопасного провождения времени на улице.
- Умение ориентироваться в пространстве важно для того, чтобы малыш не заблудился и нашёл дорогу до нужного места. У маленьких детей его легко сформировать, привлекая внимание к ярким и запоминающимся объектам, встречающимся на пути. Дорогу домой обязательно нужно объяснять, чтобы малыш запоминал, где необходимо сделать поворот.
- Умение обращаться к незнакомым людям с просьбой необходимо, если ребёнок забыл дорогу, потерял какую-нибудь вещь, попал в затруднительную ситуацию. Но это умение должно быть сформировано вместе с другим важным навыком: отличать людей, которые могут помочь от тех, которые могут навредить. Разница состоит в том, что «хорошие люди» расскажут, как решить проблему, а «плохие» предложат сделать это сами, стараясь отвести его пустынное место. Родители должны объяснить детям, что лучше обращаться к людям в многолюдных местах, не идти за ними, чтобы те не предлагали.
- Умение говорить «нет» убережёт ребёнка от негативного опыта. Родитель будет спокоен, что его дитя откажется от сигарет, алкоголя, наркотиков, незнакомой еды. Он не примет предложение принять участие в сомнительных делах, правонарушениях.
- Наличие определённых черт характера, коммуникабельности. Если малыш уравновешенный, незадиристый, невспыльчивый, то у родителей не возникает сомнений по поводу того, отпускать ли его одного гулять. Но, если малыш обладает хотя бы одним из этих качеств и не может себя контролировать, то его лучше сопровождать для избегания драк, конфликтов. Умение мирно регулировать споры, контролировать своё поведение будет хорошей профилактикой подобных ситуаций.
- Наличие определённых навыков. Умение определять цвет, считать, понимать цифры, знать несколько букв или читать важно для того, чтобы ребёнок мог сориентироваться и сообщить информацию о себе при возникновении затруднительной ситуации: определение адреса и типа здания, подсчёта количества остановок.
- Немаловажным показателем к тому, чтобы ребёнок мог один пойти на улицу является готовность самих родителей отпустить своё чадо. Многие, слишком тревожные и мнительные папы и мамы, напуганные различными историями, излишне опекают уже достаточно самостоятельных детей, не давая их навыкам развиться.
В определении ответа на вопрос о том, до скольки ребёнок может гулять один, родителям важно понимать, что на улице должно быть безопасно: светло и многолюдно. Для детей младшего школьного возраста — до 5-6 часов вечера, а среднего школьного — до 7 часов вечера.