Психологическая подготовка первоклассника к школе

Многие психологи едины во мнении, что успешность ребёнка в школе и быстрая адаптация к новым условиям во многом зависят от степени его психологической готовности. Это понятие включает в себя интеллектуальную, личностную и мотивационную зрелость.

Психологическая подготовка первоклассника к школе

Интеллектуальная зрелость

Понятие включает в себя вовсе не знание букв и цифр, умение читать, писать или считать. Интеллектуальная зрелость — это хороший уровень развития внимания, памяти, мышления, который даст возможность первокласснику без трудностей усваивать школьную программу. Он должен быть усидчивым, внимательным, запоминать на слух несложный текст, уметь сравнивать предметы и находить в них противоположное, делать выводы.

Для того, чтобы будущий школьник обладал данными навыками, родителям необходимо развивать его познавательные процессы. Делать это можно с помощью специальных тетрадей-тренажёров. Они предлагают ребёнку найти несколько отличий, запомнить нарисованные предметы, решить логические задачи. Всё это представлено в увлекательной форме. Не лишним будет как можно больше беседовать с первоклассником на понятном ему языке об окружающем мире, предлагая постичь законы природы.

Важным и интересным дополнением могут стать развивающие игры: настольные и подвижные. Дошкольник, сам того не замечая, с увлечением составит из пазлов картину или научится обобщать предметы в игре «Съедобное-несъедобное».

Психологическая подготовка первоклассника к школе

Личностная готовность

Педагоги утверждают, что подготовка первоклассника к школе начинается ещё в раннем детстве. С рождения малыша в нём закладываются качества, важные для любой деятельности: самостоятельность, активность, организованность, ответственность, умение доводить начатое до конца, не взирая на затруднения. Многие из этих черт характера связаны с трудовым воспитанием, поэтому очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у дошкольника было две-три постоянных домашних обязанности, посильных ему: уборка комнаты, поливка цветов, вытирание пыли, кормление питомца.

Во многом адаптация первоклассников зависит от умения общаться. Возрастная психология этого периода говорит о том, что дети быстро ориентируются в незнакомой обстановке, если они умеют знакомиться, сотрудничать со сверстниками. Достаточно всего одного месяца для того, чтобы первоклассник понял, с кем из одноклассников он может заводить дружбу, а с кем — нет. Важную роль в этом играет общительность ребёнка: умение находить общие интересы, учитывать мнение собеседника и отстаивать свою точку зрения. Эти качества родители могут развивать только общаясь со своим малышом на разные темы. Выстраивая правильные взаимоотношения, основанные на доверии и уважении, они могут быть уверены, что их чадо сможет дать отпор неприятелю и достичь успеха, «не идя по головам».

Психологическая подготовка первоклассника к школе

Важная мотивационная составляющая

Многие взрослые не редко наблюдали такую картину: ребёнок с высоким интеллектом и хорошими коммуникативными качествами отказывается идти в школу, объясняя это самыми различными причинами: от боязни учителя до заведомо неинтересного занятия. К сожалению, в последнее время это явление стало всё больше распространяться. Всё дело в психологии дошкольника, который представляет себе школу как место получения знаний. Но он считает, что уже умеет многое и ему не нужно учиться. Это заблуждение — результат неправильного отношения взрослых к его достижениям. Захваливая ребёнка, они не поощряют его естественное желание узнавать что-то новое, не стремятся открыть ему мир неизведанного и необычного, который он может постичь в школе. Желание познавать — самый главный и основной мотив, на котором будет строиться обучение первоклассника. К нему могут присоединиться и другие мотивы: желание получить полезные знания, найти новых друзей, стать отличником, быть лучше.

Для того, чтобы познавательный мотив был сформирован до поступления в школу, родителям необходимо постоянно утолять жажду знаний ребёнка, подпитывать её, знакомя с новой и интересной информацией. Это легко сделать с помощью книг, музеев, театров, выставок, дискуссий, научно-познавательных программ. Важно, чтобы все они соответствовали возрасту дошкольника.

Психологическая подготовка первоклассника к школе