Выполнение домашнего задания считается такой же важной и не менее сложной частью учебного процесса, как посещение уроков и изучение программного материала. Если, во время занятий педагог помогает ученику понять информацию, то дома школьник остаётся наедине с изученным, пытаясь самостоятельно освоить полученные знания. Не каждому школьнику такой процесс окажется по силам. В последнее время, большинство детей не могут успешно учиться из-за того, что испытывают трудности при выполнении уроков. Перед родителями встаёт нелёгкий вопрос: нужно ли помогать делать домашнее задание или стоит оставить всё, как есть, давая ему возможность самому научиться правильно выполнять домашнее задание.
Аргументы «за»
На вопрос «С кем тебе комфортнее выполнять домашнее задание?» многие первоклассники отвечали «С тем, кто не кричит и хорошо рассказывает!». К сожалению, родителям приходится дополнительно объяснять программный материал, если их дитя мало что поняло на уроке. В этом случае их помощь очень важна. Повторное объяснение более простыми словами, буквально «на пальцах», позволяет первокласснику лучше понять информацию. Если родители систематически делают с ребёнком уроки, то это позволяет избежать пробелов в знаниях. Но объяснять родители должны не только понятно, но и так, чтобы школьник мог научиться выполнять задание самостоятельно. Здесь потребуются педагогические способности. К сожалению, не все это умеют, поэтому они просто дают школьнику готовые ответы. К такому быстро привыкают и, в дальнейшем, тяжело самостоятельно выполнять задание, выданное на дом.
Совместное выполнение домашнего задания может помочь решить и другие проблемы. Например, если в семье двое детей, и старший брат или сестра помогает уроки младшему, то взаимоотношения между ними улучшиться. Ситуация взаимопомощи объединит детей и даст им возможность почувствовать заботу. Старшие дети хорошо объясняют материал, «на своём языке», а младшие, в свою очередь, проявляют уважение к старшим братьям или сестрам, понимания, что те являются источником знаний.
Более того, когда отец помогает сыну делать уроки, он может передать ему бесценный и мудрый житейский опыт. Мальчик учится рассуждать и поступать так, как делает это его папа.
Аргументы «против»
Многие родители считают, что, чем раньше первоклассник поймёт, что выполнение уроков – это только его обязанность и ответственность, тем лучше. Психологи поддерживают это мнение, доказывая, что у первоклассника есть для этого все возможности. К началу обучения школьник уже достаточно организован, у него есть свои обязанности, к которым следует относиться серьёзно, поэтому с выполнением домашки проблем у него не будет. Если школьник не смог понять учебный материал, ему достаточно обратиться за помощью к взрослому. Но постоянно находиться рядом не нужно: слишком большая забота и опека может привести к тому, что школьник будет по любому поводу обращаться к родителям, не желая прилагать усилия.
Иногда первоклассники симулируют усталость, непонимание из-за нежелания работать. Чаще всего это происходит, если уроки помогает делать мама. Ребёнок знает, что её легче разжалобить. Мать идёт на поводу у дитя и делает всё за него. В итоге чадо становится избалованным. В дальнейшем, заставить его заниматься самостоятельно будет сложно.
В ситуации, когда брат помогает младшей сестре, отношения могут испортиться. Взяв на себя лишнюю ответственность, он будет злиться и срываться на сестре. Взаимные обиды приведут к ухудшению взаимоотношений.
Так стоит ли помогать ребёнку готовиться к урокам?
Нужно. Но не сидя рядом с ним и не разъясняя материал. Важно обсудить со школьником распорядок дня, очередность приготовления материала. Можно объяснить, как пользоваться справочной литературой и дополнительными пособиями. Это поможет понять главное: уроки – это только его ответственность, и нельзя переложить её на плечи других. Выполняя домашние задания систематически, наступит понимание, как научиться учиться.