Взращивание морали: обучение (и моделирование) морали

Ваш моральный компас, внутренний кодекс поведения, который определяет ваши решения и поведение, является очень личной конструкцией. Но что именно направляет нравственное развитие на протяжении всей жизни?

Компас

Мораль – это ваши личные убеждения, стандарты и правила, которым вы подчиняетесь. Они определяют ваш выбор в жизни и то, как вы реагируете в той или иной ситуации.

Моральный кодекс каждого человека уникален, даже если существуют взаимные убеждения и согласованные принципы. Сила ваших убеждений также имеет значение: например, два человека могут согласиться с тем, что что-то несправедливо, но, возможно, только один чувствует побуждение к действию.

Мораль не является чем-то высеченным в камне. Она может меняться по мере того, как вы получаете жизненный опыт и смотрите в будущее, но многие эксперты считают, что корни нравственного развития берут свое начало в детстве.

Нравственное развитие в психологии

Как нечто неосязаемое и трудноизмеримое, мораль исследуется прежде всего теоретически.

Это было предметом изучения на протяжении веков, над которым размышляли некоторые из первых философов.

Аристотель писал о нравственности в своей книге «Никомахова этика», где он связывал нравственность с добродетелью, предполагая, что нравственность определяется как состояние, в котором добрые дела отражают «хороший» характер души.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд продолжил в своих работах изучение теории морали. Фрейд считал, что нравственность в основном формируется, когда естественные эгоистичные потребности ребенка исправляются или подавляются опекунами.

Эта структура была расширена другими экспертами в этой области, такими как Б.Ф.Скиннер. В 1920-х и 30-х годах психолог Жан Пиаже также глубоко погрузился в развитие когнитивного мышления.

С точки зрения нравственного развития Пиаже предположил, что дети прошли две отдельные фазы нравственного существования:

  • Гетерономная фаза: беспрекословное следование правилам, привитым опекунами и власть имущими.
  • Автономная фаза: осознание того, что правила можно нарушать, и что человек должен решить, при каких обстоятельствах это будет приемлемо.

Теория морального развития Кольберга

Одна из самых известных моделей нравственного развития сегодня принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу, который считал, что на нравственность влияют комплексное когнитивное развитие и социальные факторы.

Лоуренс Кольберг разработал наиболее часто используемую модель нравственного развития в 1960-х годах. В отличие от других теоретиков стадии развития, Кольберг почти не делал акцента на возрасте ребенка, а скорее сосредоточился на его реакции на моральные дилеммы.

В своей теории нравственного развития Кольберг выделил 6 стадий на 3 уровнях, на которых первостепенное влияние на нравственное развитие оказывают различные факторы:

Уровень 1: Доконвенциональный

  • Стадия 1: Поведение формируется последствиями.
  • Стадия 2: Внимание переключается на поведение, ориентированное на вознаграждение.

Уровень 2: Обычный

  • Стадия 3: Поведение диктуется социальным одобрением.
  • Стадия 4. Социальные правила и законы контролируют поведение.

Уровень 3: Постконвенциональный

  • Стадия 5: Индивидуальные права и свободы диктуют поведение.
  • Стадия 6: На поведение влияет воспринимаемое воздействие на всех участников.

Эти этапы переходят от обычных рассуждений, когда дети основывают свои решения на избегании наказания и поиске вознаграждения, к традиционным рассуждениям, когда люди учитывают социальные нормы и ценности.

Высшей стадией является постконвенциональное рассуждение, когда человек ставит индивидуальные принципы и этические соображения выше законов или социальных ожиданий.

Не все обязательно проходят все стадии своего морального развития по модели Кольберга.

Моральное развитие и психическое здоровье

Хотя большинство моделей морального развития согласны с тем, что компоненты правильного и неправильного закладываются в детстве, психическое здоровье также может играть роль в чьей-то совести.

Есть несколько психических расстройств, которые мы обычно связываем с нравственностью. Для детей используется диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства, чтобы описать детей, которые постоянно не следуют:

  • направлениям
  • правилам
  • законам

Для взрослых расстройство поведения – это еще один диагноз, сопровождающийся тем же набором поведенческих реакций, но с упором на негативное взаимодействие с правоохранительными органами.

Наконец, мы используем диагноз антисоциального расстройства личности для описания взрослого человека, который мало заботится о том, что хорошо, а что плохо, и не учитывает чувства или права других.

Тяжелая зависимость или употребление наркотиков и алкоголя также может поставить под угрозу мораль, увеличивая импульсивность и затрудняя принятие решений.

Часто люди с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, предпочитают краткосрочные выгоды и не принимают во внимание долгосрочные последствия своих действий. Это не повод оправдывать неправильное поведение, необходимо найти понимание того, почему люди делают то, что они делают.

Ребенок сажает растение

Как развивать нравственность детей

Дети так или иначе разовьют свой моральный компас (или он будет отсутствовать), но есть способы, которыми вы можете помочь им в этом процессе.

Моделирование

Моделирование – это обучающее поведение, при котором ребенок основывает свои действия или мысли на том, что он видит в окружающих его (родителях, опекунах, знакомых).

Рекомендуется активно участвовать в этическом поведении как способе моделирования моральных решений для детей. Затем вы можете воспользоваться возможностью, чтобы обсудить свое поведение и описать, как ваш выбор повлиял на окружающих.

Мораль против этики

Мораль и этика не одно и то же.

Этика – это набор правил, регулирующих поведение в целом. Они согласованы, но являются жесткими и не очень гибкими. Мораль, с другой стороны, заключается в том, чтобы правильно отличать неправильное, независимо от обстоятельств:

  • правило
  • закон
  • этическая ответственность

Ваша личная мораль, например, может не соответствовать культурной, духовной или групповой этике, в которой вы выросли.

Реструктуризация похвалы

Предлагается избегать обобщения поведения с личностью вашего ребенка и вместо этого хвалить детей таким образом, чтобы показать, почему их поведение было желательным.

Хвалите положительное поведение через поощрение и не осуждайте личность ребенка. Например, вместо того, чтобы говорить «ты хороший мальчик», используйте ободряющие фразы, такие как «ты знаешь, когда другим нужна помощь» или «это был хороший поступок для твоего одноклассника».

Разрешение на выкуп

Дети могут учиться на последствиях, но искупление за плохие решения может помочь привить детям желание загладить свою вину.

Например, скажите: «Твой удар причинил боль тёте» и дайте шанс на искупление, предоставив возможности для исправления и установления связи, например: «Можешь ли ты извиниться перед тётей и спросить ее, не хочет ли она обняться, чтобы почувствовать себя лучше».

Как продвигать нравственное развитие во взрослом возрасте

Нравственное развитие может происходить постоянно, даже во взрослом возрасте.

Понимание того, где мораль встречается с этикой

Конечной целью развития морали взрослого человека является абстрактное понимание того, почему определенные законы и правила необходимы для конечного блага, даже если они не соответствуют вашему личному моральному кодексу.

Следуя правилам, вы соглашаетесь на общественный договор, в котором каждый имеет свое мнение, но соглашается следовать набору правил для большего блага.

Думая о других

Размышления о том, как ваши действия влияют на других, могут помочь вам развить более глубокую мораль.

Это включает в себя принятие ответственности за действия и рассмотрение того, как они могут повлиять на вас и окружающих.

Взрослый выбирает добро
________

Мораль представляет собой уникальную смесь ценностей и убеждений, определяющих поведение. Хотя вы можете начать формировать ее в молодом возрасте, ваш жизненный опыт может поддерживать постоянное развитие этого морального кодекса.

Моделирование поведения ваших детей и поощрение соблюдения этических норм могут быть способами поощрения нравственного развития в раннем возрасте.

Став взрослым, вы можете способствовать развитию чувства морали, поощряя уважение и понимание всеобщего блага, даже если это не всегда совпадает с вашей личной моралью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *