Утренний детский плач в дошкольном учреждении становится обычным явлением. Психологи давно стали замечать, что истерики устраивают не только «новички», но малыши, уже давно посещающие детский сад. Это беспокоит их родителей, которые не могут понять причину сильных эмоций и агрессии; воспитателей, которым приходится подолгу успокаивать дошкольников. В этой ситуации взрослым не нужно паниковать. Важно разобраться в причинах такого поведения и правильно успокоить плачущего ребёнка.
Как выглядит истерика малыша
С самого утра у ребёнка плохое настроение: он не хочет есть, одеваться, медленно собирается в садик. По мере приближения к зданию, он начинает канючить и капризничать. В помещении с неохотой снимает вещи. Как только приходит время расставаться, малыш плачет, и плач усиливается, когда родитель собирается уходить. Он старается сделать всё, чтобы папа или мама не ушли: хватается за вещи, руки или ноги. Как только родитель пробует отстранить дитя, то в ответ он слышит сильный плач, переходящий в истерику. Всхлипывая и захлёбываясь, он не может сам остановиться или успокоиться без посторонней помощи.
Причины истерики
Дети много плачут из-за сильного дискомфорта. Его может вызывать новая обстановка, вынужденная смена места пребывания, страх перед неизвестностью. Психологи считают, что нормальная детская реакция на всё новое и неизвестное. Среди других причин они выделяют нежелание расставаться с родителями. Многие дети просто капризничают и не хотят идти в детский сад. Среди такого количества причин не всегда бывает возможным разобраться, какая именно тревожит ребёнка и правильно среагировать на неё. Многое зависит от возраста: чем меньше возраст, тем больше у дитя повода для беспокойства. Поэтому, необходимо тщательно изучить поведение малыша, прежде, чем сделать выводы.
Нежелание расставаться с родителем
Как правило, это причина характерна для детей младшего возраста, если их отдали в садик рано, до трёх лет. В это время ещё сохраняется сильная привязанность к папе и маме, и расставание с ними даже на час приводит к сильному дискомфорту. Повышается тревожность, беспокойство, теряется уверенность. Мир кажется враждебным, а взрослого, который может защитить, рядом нет. От страха и непонимания дитя начинает сильно плакать, пытаясь вернуть свою «защиту». Для него было бы идеально, если бы кто-то из взрослых находился постоянно рядом с ним.
Для того, чтобы успокоить малыша, необходимо объяснить ему, что теперь за ним присмотрит другой взрослый, такой же добрый и надёжный, как и он сам. Важно, чтобы воспитатель понравился малышу, вызвал у него чувство защищённости, спокойствия. Для этого он должен расположить к себе дошкольника. Иногда родителям приходится искать хороший садик не по условиям, а по наличию опытного персонала.
Нехватка внимания
Для дошкольников более старшего возраста характерна другая причина. Они чаще всего закатывают истерики, когда мама уходит. Это связано с тем, что ребёнок скучает по ней, ему не хватает внимания и ласки. Он не хочет расставаться с ней даже на некоторое время и сигнализирует о том, что он сильно скучает.
Нежелание соблюдать строгий режим
Приучать детей к правильному распорядку дня необходимо с рождения, не важно, будет ли он ходить в сад или нет. Благодаря этому, они быстро привыкают к знакомому им режиму и посещают учреждение без истерик. Разбалованные и капризные ребятки не хотят подчиняться строгим правилам. Вот почему они активно бунтуют против них. Им становится некомфортно в той среде, где он них требуют делать, что не нравится. В этом случае истерика — всего лишь способ избежать такой обстановки. Детки согласны остаться дома, погостить у бабушки и дедушки, где им позволят то, что он захотят.
Самый лучший способ избежать подобных ситуаций — приучать дитя к режиму питания, сна и отдыха перед тем, как отводить его в дошкольное учреждение. Как бы он не пытался избежать соблюдения правил, от него необходимо требовать подчинения. Для того, чтобы ребёнок быстрее к ним привык, подобный режим можно вводить и дома: выбрать схожее время для подъёма, приёма пищи, дневного отдыха. Это важно для соблюдения здорового образа жизни.
Трудности первого дня
Самая распространённая причина, по которой ребята истерят — первый день в детском саду. Для деток это один из сложных моментов. Как правило, накануне они переживают больше взрослых. Для них посещение нового места связано с чем-то неизвестным, незнакомым и чем-то опасным. Поэтому большинство детей плачет именно в первый день пребывания. Они не хотят менять привычный образ жизни и с помощью слёз требуют, чтобы всё шло по-прежнему.
Решить эту ситуацию могут только воспитатели. Они должны сделать первый день максимально интересным для малышей. Детки должны получить только положительные эмоции и впечатления от посещения садика. Начавшуюся истерику они быстро прекращают, отвлекая и завлекая малыша. Но громкий плач можно предупредить, если родители будут с «блеском в глазах» рассказывать, как там интересно и увлекательно, подробно объяснить, чем он там будет заниматься. Уместно будет рассказать и о собственном опыте посещения учреждения. Это снимет все страхи, которые обычно возникают в таких ситуациях.
Затянувшаяся адаптация
Привыкание к дошкольному учреждению считается одним из самых сложных процессов, поэтому воспитатели настоятельно рекомендуют первую неделю оставлять своё чадо только на два-три часа, даже если он хорошо себя там чувствует. Это будет хорошей профилактикой детских истерик, при условии, что дитё посещает садик регулярно и не пропускает без уважительной причины.
В случае, если у родителей есть возможность периодически оставлять своё чадо дома, или они идут у него на поводу, то посещение сада становится нерегулярным. В этом случае процесс адаптации затрудняется. Как только родитель решает отвести дитя в учреждение после долгого перерыва, он может закатить истерику, просясь оставить его дома. Маме или папе нужно внимательно отнестись к просьбе малыша, но не исполнять его желание. Важно объяснить, что посещение этого места — важная необходимость и возможность получить массу приятных удовольствий.
Привычка плакать
Если ребёнок уже долго посещает детсад, но всё ещё продолжает плакать при расставании, возможно, это просто сложившийся у него ритуал прощания. Таким образом, он показывает, что он будет скучать и ему психологически больно, когда мама или папа уходят. Это способ получить дополнительную порцию внимания. Как правило, войдя в группу, он успокаивается.
Что делать родителям, чтобы успокоить малыша во время расставания? Придумать и обговорить новый ритуал прощания, который сможет отвлечь и заинтриговать. Например, сказать, что после того, как он разденется ему дадут «волшебную витаминку», которая поможет ему успокоиться, но съесть её нужно сразу после ухода родителей. Это увлечёт ребёнка, вселит в него уверенность и даст новый способ расставания. Но, важно чтобы этот «леденец» давался только в дни посещения садика, иначе дитё перестанет верить в его действие.
Заменять «магическую конфетку» на игрушку нельзя. Так можно приучить детей к тому, что им будет каждый день покупаться что-то новое. В следующий раз он не согласится куда-то пойти без приобретения ему вещей.
Приятная встреча
Очень важным моментом для предупреждения и снятия истерик считается встреча в детском саду. Если ребёнок чувствительный и плаксивый, то родителю стоит договориться с воспитательницей, что она будет встречать малыша и брать его за руку. Именно это движение создаёт необходимую атмосферу безопасности и защищённости.
Любимые вещи
Игрушки, особенно мягкие и большие, могут стать хорошим заменителем различных успокаивающих средств. Это связано с тем, что к плюшевым животным можно прижаться, когда дитё начинает скучать или ему хочется нежности. Более того, прикосновение к чему-то мягкому успокаивает.
С любимой игрушкой можно придумать игру: ребёнок может представить себя в роли родителя, и сам будет отводить её в детсад. Так он поймёт, что плакать при расставании не надо и научится контролировать своё состояние. Второй вариант, который можно найти среди многочисленных советов психологов, игрушку можно оставлять в кабинке, и дошкольник в любой момент может взять её, обнять и успокоиться.
Меняться ролями
Очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда чадо плачет только при одном родителе, а при другом — ведёт себя спокойно. Возможно, он просто знает, с кем и как себя вести или ловко манипулирует ими. В таком случае, родителям стоит по очереди отводить дитя в детсад. Иногда стоит об этом попросить бабушку или дедушку.
Учить выражать эмоции
Уделить внимание состоянию малыша — очень важный момент, с помощью которого можно его успокоить, так как он осознаёт, что его слышат и понимают. Но это не решит проблему. Лучше давать ему понять, что мысли и эмоции он может выразить другим способом: рассказать о том, что его тревожит, беспокоит. Это поможет избежать дальнейших истерик.
Важно учить его распознавать свои чувства и эмоции, выражать их привычными словами. Это поможет ему правильно объяснять своё состояние.
Проиграть ситуацию
Если дошкольник жалуется на сверстников, то проигрывание схожей ситуации с игрушками поможет ему посмотреть на неё со стороны и найти способ решения конфликта. Он поможет пережить страх и снизить внутреннее напряжение.
Что не нужно делать
В присутствии детей родителям нельзя высказываться негативно о дошкольном учреждении: системе воспитания, условиях и оборудовании. Они быстро схватывают отрицательные эмоции и недовольство. Затем они будут использовать услышанные слова при объяснении причины плача.
При расставании папе или маме не стоит исчезать внезапно, так как у малых детей возникает чувство, что их бросили, а страх одиночества — один из самых сильных в этом возрасте.
Забирая ребёнка из дошкольного учреждения, не нужно сразу спешить домой. Лучше потратить немного времени на прогулку и беседу. Детский сад должен ассоциироваться с положительными эмоциями, поэтому ежедневная прогулка после его посещения может только добавить хороших впечатлений.